В корзине нет товаров. Начните покупки в нашем каталоге

Мифы о швейных машинах.

25 октября 2025

Швейные машины: Мифы, легенды, истории.

Мифы и легенды о швейных машинах

Миф первый: старые машины очень ценятся и стоят дорого.

Нет. Бум производства швейных машин пришелся как раз на конец 19-го - начало 20-го века. И, соответственно, выпущено их было не просто много - их выпущено огромнейшее количество. Десятки миллионов. Более того, они не сильно отличаются между собой, т.к. владельцы брендов строили одинаковые заводы по всему миру, а более мелкие или подпольные заводы копировали друг у друга станки и конструкцию. Потому, они не представляют никакой исторической ценности, ну может быть за исключением самых первых образцов машин. Все музейные фонды давно пополнены, коллекционеров швейных машин совсем не много, любители истории так же уже давно имеют в своем распоряжении по несколько экземпляров. Так что старая швейная машинка имеет ценность исключительно для ее владельца, а как появился этот миф мы расскажем Вам ниже.

Миф второй: большое содержание драгметаллов в старых машинках.

Если сталь и чугун можно назвать драгметаллами - то да. Но на самом деле это очередное заблуждение, не имеющее под собой никакого основания. Появилось оно в то время, когда в России  начала 20-го века начиналась революция и богатые люди уезжали за границу. А чтобы забрать с собой драгоценности и не привлекать внимания, часто их стилизовали под предметы быта и интерьера. Швейная машина не исключение - поди разбери, как она должна выглядеть. Так и появился миф о том, что есть машины из драгоценных металлов. В реальности же производителю нет смысла использовать их при производстве - это дорого и технически не обоснованно. Швейная машина в то время и так сама по себе была предметом роскоши.

Миф третий: старые машины надежнее, чем новые. 

Вот вроде как бы и да, но нет. В таком случае получается, что угольный утюг надежнее электрического, туда же электрочайник и угольный самовар, конь с повозкой и автомобиль... Всему свое время. Да, старые машины сделаны с большим запасом прочности. Но - это условия того времени, так как рассчитать необходимый ресурс было попросту невозможно. Потому все производства закладывали максимум, что позволяли технологии и конструкция. Это справедливо для любой техники того времени. И второй фактор - простота конструкции: абсолютно любой механизм чем проще, тем надежнее. Отвертка - точно надежнее шуруповерта. Вот только удобнее ли? Да и проблем, откровенно говоря, в старых машинах хватает. Их практически не осталось полностью исправных, нельзя назвать универсальными или удобными в работе, за то их конструкция имеет гораздо большие допуски по износу, нежели современные машины. И миф этот, как и несколько других, рожден механиками "старой школы".

Миф четвертый: чем больше металла, тем лучше.

Ох, это вообще наш любимый миф. Все так, металла в швейной машине должно быть много. Вот только есть пару нюансов: металл должен быть хорошего качества и там, где он действительно необходим. Какой толк от чугунного корпуса машины, если внутри шатун сделан из фольги? Всего должно быть в меру: много "лишнего" металла - машина неподъемная. Металл низкого качества - очень быстрый износ и выход из строя. Плюс ко всему металл должен быть именно там, куда приходится максимальная нагрузка. Сам миф родился так же благодаря механикам той самой старой школы, т.к. в старых машинах практически все сделано из металла, лишь некоторые части из бакелита. Но это вовсе не про надежность, а про отсутствие технологий по производству пластика необходимого качества.

Миф пятый: чем тяжелее машинка, тем стабильнее и не прыгает.

Категорически нет. Прыгает, и еще как. Просто не сама одна, а вместе со столом, на котором на стоит. Швейная машина - механизм с огромным количеством вращающихся деталей в разных направлениях и плоскостях. Для того, чтобы она была стабильной, в первую очередь важна сбалансированность, во вторую - прочность и жесткость основания (стола), на котором она стоит. Если машина не сбалансирована и основание не прочное - без разницы вес, она все равно будет трястись и прыгать. Этот миф рожден исключительно потребительским пониманием физики.

 Миф шестой: металлические шестерни.

Это наш любимый миф на втором месте после большого количества металла. Нам часто говорят: шестерни должны быть из металла, никакого пластика! Нет, это не обязательно. Почему? Сейчас разберемся. Первое - важен не материал, а его качество. Хороший пластик часто гораздо лучше и надежнее, чем неправильно подобранный металл. Второе - шум. Пара металлических шестерней в разы увеличивает громкость работы машины. Ну и третье - надежность. Пара шестерен металл/пластик НАДЕЖНЕЕ, чем пара металл/металл. Без углублений в физику, сопромат и химию, известно, что пара трения металл\металл очень требовательна к смазке. Так же очень важно ВСЕГДА поддерживать необходимый зазор и пятно контакта. Кто обслуживает машины по регламенту, раз в 12 месяцев? Правильно, 1 человек из 1000. И производитель позаботился именно об этом - поставив пару шестерен пластик/металл. Более того, в случае, когда что-то идет критически не так - должно быть место, при разрушении которого машина выходит из строя, но при этом конструкция остается целой. Снизу это шестерня челнока, сверху - шатун нитепритягивателя. Да, он тоже пластиковый у всех нормальных производителей, как и шестерня челнока. И так уже последних лет 40. В самых бюджетных машинах или у некоторых производителей проблема не в пластиковых шестернях, а в убогости самой конструкции машины. Ну а рожден он опять же теми же самыми механиками из прошлого.

Миф седьмой: горизонтальный челнок современнее вертикального.

Родился он в тот момент, когда компания Brother прекратило производство машин с вертикальным челноком и использовала в маркетинге выражение "современный горизонтальный челнок". Это достаточно быстро подхватили продавцы и стали использовать как преимущество такой конструкции.
Но тут все просто: вертикальный качающийся челнок, который также называют классическим, впервые был запатентован в 1851 году Исааком Зингером. Примерно с 1855 он пошел в серийное производство. В более-менее современном виде он стал устанавливаться ориентировочно с 1910 года.
Горизонтальный же челнок запатентовал в 1845 году Элиас Хоу. К концу века он так же пошел в серийное производство, а в современной компоновке она стал выпускаться примерно с 1920-х.

О современности горизонтального челнока, а так же о компетентности продавцов, называющих горизонтальный челнок современным, выводы делайте сами.

Миф восьмой: вертикальный челнок надежнее.

Нет. Образование петли в швейной машине - процесс, требующий высокой точности от механизмов и имеющий минимальные допуски и погрешность. Зазор между носиком челнока и иглой должен находиться в диапазоне пределах 0,10–0,25 мм и без разницы, вертикальный это или горизонтальный челнок. Любые повреждения, отклонения, неточности и т.д. нарушают нормальную работу швейной машины. Да, в нормальном вертикальном челноке все металлическое (но опять же, если мы говорим о мировых производителях и не бюджетном ценовом сегменте), кроме шестерни. В горизонтальном - шестерня и пластиковая шпульная вставка (она отвечает всего лишь за натяжение нити и защищает машину от повреждений в случае искривления иглы). Остальное -все металл. Только вот нет разницы в данном контексте, металл или пластик. Достаточно одного хорошего удара и появляется заусенец, что в вертикальном, что в горизонтальном челноке. То же самое касается обслуживания - не будете ухаживать за машиной и конкретно челноком - проживут они в итоге одинаково. Потому, тип челнока зависит исключительно от бюджета швейной машины, т.к. хороший горизонтальный челнок значительно дороже в производстве. В бюджетном и среднем ценовом сегменте лучше выбирать вертикальный, в средне-высоком и высоком - однозначно горизонтальный. Ну а сам миф опять же от тех самых механиков старой школы.

Миф девятый: электромеханическая швейная машина надежнее, чем компьютерная.

 И тут мы снова возвращаемся к мастерам по ремонту швейных машин, точнее мифам от них. Большинство из них в нашем регионе - люди, получившее образование в период СССР, а так же в первое десятилетие после его распада. Учебная и практическая база на 100% у них состояла из механических производственных машин. Компьютерные - это что-то из будущего. И здесь вопрос не в надежности, а в знаниях и восприятии. Достаточно большое количество механиков просто-напросто не понимают этих машин и не знают принципа их работы. Они привыкли к тому, что видели на протяжении учебы и своей карьеры - шатуны, валы, втулки, каретки, барабаны и ремни. Керосином помыл, маслом залил, зазоры/люфты поправил - работа выполнена. С компьютерными машинами все то же самое на самом деле, вот только прежде, чем мыть и мазать, нужно подумать и соблюдать регламент.

На самом деле 99% проблем с компьютерными машинами связано с двумя причинами: неквалифицированное обслуживание, либо, как и с электромеханикой, механические проблемы. Электронная часть выходит из строя крайне редко. Более того, как раз она и помогает защитить машину, если что-то идет не так: смотрит перегрузку по току на основном моторе, смотри положение игловодителя и ток по его исполнительному механизму, смотри за зубчатой рейкой и т.д. Как только что-то выходит за допуски - машина останавливается и выдает ошибку. Электромеханика же, особенно мощная, в какой-то момент становится опасной сама для себя: пока хватает мощности, мотор будет крутить машину, даже если в этот момент она перемалывает сама себя. А ремонтопригодность и надежность у них, по сути, одинаковая.

Миф десятый: швейная машинка с оверлоком.

Нет, нет, и еще раз нет. Не бывает таких машин. Вообще. Никогда. Оверлок - технически, конструктивно и функционально абсолютно другая машина. Их объединяет только то, что эти машины работают с тканями, используют иглы и нити. Все остальное кардинально разное. Как автобус и велосипед.

Есть машины с имитацией обметочной и оверлочной строчки. Обметочная и оверлочная - по сути одно и то же, обе используются для обработки края, просто отличаются внешне. Для домашних хлопот любой из них более, чем достаточно. С использованием специальной оверлочной (обметочной) лапки, выполнение данной операции будет и проще, и качественнее. В то же время край придется в любом случае срезать самостоятельно. Так же на рынке представлено специальное устройство - лапка с боковым ножом, однако работоспособность его вызывает много вопросов. Сколько мы не пытались в качестве эксперимента с ним поработать - ничего путного не получилось...

Миф появился из-за того, что швейные машины - достаточно сложные устройства, в которых самостоятельно разобраться достаточно сложно. Ну а нечестные продавцы часто используют выражение "швейная машина с оверлоком". Отсюда и заблуждение...

Миф одиннадцатый: японские, немецкие, американские швейные машинки.

Не производятся в этих странах уже лет как 30-40. Последней была Германия, там еще до сих пор как-то дышит завод, на котором лет 30 назад производили Pfaff, но это все в пределах погрешности. Они работают на внутренний рынок ЕС и то, в таком объеме, что найти их в продаже в магазине - нужно постараться. Но смысла в этом большого нет: очень древние базы, а сами машины бессмысленно дорогие.

Основные страны-производители швейных машин на нашем рынке и рынке Европы: Китай, Вьетнам, Тайвань, Таиланд. Есть еще два завода в Индии, пару в Африке. один в Израиле, один в Бразилии. Но они настолько древние и отставшие, что эти машины к нам попросту не везут, т.к. это все копии Зингера начала 20ого века.

Миф же появился опять благодаря продавцам: т.к. мировые бренды в свое время повыносили производства из Японии, Америки и Германии, появилась манипуляция фактами: Производитель - Япония (Германия, США), Изготовитель - Китай (Вьетнам, Тайвань и т.д.). По факту нет в этом ничего плохого, за исключением того, на каком конкретно заводе произведена машина. Та же машина из Таиланда будет просто меганадежной, если это Janome, т.к. это будет их собственный завод. В то же время если это будет какой-нибудь Jasmine - ничего хорошего не ждите, хоть и Тайвань.

Миф двенадцатый: Singer - немецкий бренд.

Нет. Он - американец, как по рождению, так и по гражданству и месту жительства. В Германии появился завод швейных машин по заказу Зингера, его построил его партнер, через которого он сперва поставлял швейные машинки в Европу. Позже, опять же по настоянию Зингера, немец построил завод в Российской империи, национализированный большевиками в начале 20-го века и переименованный в "Госшвеймашина". Мы же его знаем как ПМЗ - Подольский Механический Завод.

Ну а миф появился благодаря двум вещам: тому самому немецкому заводу и достаточно большом количестве подделок. Об этом мы поговорим описании следующего мифа.

Миф тринадцатый: Singer - подделка, Zinger - настоящий.

Все с точностью, да наоборот. Настоящий Зингер пишется с заглавной английской буквы "S", так как на английском фамилия Иисака Зингера пишется именно так - Singer. А что касаемо Zinger - это название использовалось как раз на поддельных машинах, коих из-за популярности бренда в Российской Империи и позже в СССР было просто невероятное количество. Отсюда и миф.

Настоящие машины Singer того времени - это непосредственно сам Singer, Зингеръ, а так же Зингеръ​ и Поповъ. Остальное - подделка. Кстати, сам по себе бренд Zinger так же существует в таком названии и производит ножницы. Точнее сама компания называется Germany Solingen, находится  в Германии, примерно с 1980 года производит отличные ножницы, а не так давно основала партнерское производство ножниц рядом с Санкт-Петербургом как раз под брендом Zinger.

Читайте так же:

Швейная машина. Просто о сложном.

Jukky. История создания и развития.

Necchi. История создания и развития.

Elna. История создания и развития.

Janome. История создания и развития.

Brother. История создания и развития.

Juki. История создания и развития.

Singer. История создания и развития.

История создания швейной машины.


Вход в личный кабинет ×
Восстановление пароля ×
Введите email адрес, который Вы указывали при регистрации.
Мы отправим на него письмо со ссылкой для восстановления пароля.
Регистрация личного кабинета покупателя ×
Заказать обратный звонок ×