История создания швейной машины
Смотря на современную швейную машину сложно представить, сколько на самом деле трудов, открытий и гениальных решений она смогла в себе воплотить. Иногда, для появления, казалось бы, очевидных вещей, нужны были десятилетия или целая череда случайных ошибок. В этой статье мы поговорим, с чего все началось.
Швейное дело, естественно, начиналось вовсе не со швейной машины. И даже не с ее подобия. Первым швейным инструментом была игла, а точнее шило, которым в древности сшивали шкуры, потом крючок, позже была игла с ушком…
Древний человек в выборе одежды был гораздо проще – просто оборачивал шкуру вокруг тела. Но постепенно, с появлением простейшего ткачества, возникла необходимость как-то скреплять куски ткани между собой. Так и возникли первые прототипы иголок.
Для изготовления иголок, в дело шли подручные материалы: дерево, рыбьи кости, кости птиц и зверей, чуть позже бронза.
Археологи наши инструменты древних портных из Древнего Египта – они даже великолепно вышивали. А в Древней Индии были мастера-закройщики и портные. Кроме шитья и раскроя одежды они могли подогнать ее по фигуре человека.
В средние века одежда была очень простой. Она изготовлялась хозяйкой дома и ее слугами. Позднее, когда вещи стали более фасонными, понадобилось делать больше швов, причем более крепких, потому что одежда плотнее прилегала к телу. Шили, конечно, только вручную. Маленькие девочки учились шить с раннего детства, и считалось, что каждая молодая женщина должна хорошо шить.
Однако некое подобие швейной машинки возникло лишь в 14 веке в Голландии. Использовалась она в мастерских по пошиву парусов, это была колесная машина, стачивающая длинные полотна. Она была громоздкой, занимала очень много места.
Широкого распространения машинка не получила. Любая техническая разработка в те годы была строжайшим секретом. Тем более тщательно хранился и секрет, ускоряющей процесс шитья. По сути, это давало значительное преимущество в военной промышленности. Степень секретности была столь высока, что до наших дней не дошло не только чертежей этого устройства, но даже имени её изобретателя.
Тем не менее, слухи о таинственной машине, сшивающей паруса быстрее целого цеха швей, стали распространяться по Европе с огромной скоростью. Естественно, это разогревало интерес местных изобретателей. Доподлинно известно, что в XV веке Леонардо Да Винчи работал над созданием швейной машины и даже оставил потомкам её эскизы. Но, к сожалению, саму машинку, как и многие другие изобретения, намного опередившие свой век, великий художник так и не смог воплотить в жизнь.
И вот наступил революционный во всех отношениях индустриальный век.
Первый патент на аппарат, снабженный иголкой с двумя острыми концами и отверстием для нитки посередине, получил в 1755 году англичанин Чарльз Вейзенталь. Иголка прокалывала материю туда и обратно, сама не переворачиваясь. Конструкция изобретения была очень несовершенной и потому не получила распространения.
С 1755 до 1846 года пытливые умы продолжали настойчиво трудиться над созданием швейной машины. Так, в 1790 году англичанин Томас Сент получил патент на машинку для шитья башмаков и сапог, дававшую однониточный шов.
Любопытно, что спустя почти век люди попытались воспроизвести машину Сента по чертежам (ведь ни один из первых аппаратов для шитья не сохранился), и оказалось, что она неработоспособна без значительных доработок. Однако этому изобретению все-таки нужно отдать должное: сам факт появления машины, заменяющей ручной труд, подстегнул изобретателей к разработке новых конструкций для механического выполнения стежка.Все упомянутые выше изобретения лишь воссоздавали ручное шитье и могли шить лишь в одну нить. При этом ткань обязательно должна была находиться в вертикально положении, а сам шов довольно легко распускался.
Первый, кто применил две нитки для одного шва, был австрийский портной Йозеф Мадерспергер из Вены, построивший конструкцию на том же принципе, что и ткацкая. Однако из-за конструктивных несовершенств распространения она не получила. После изобретения Мадерспергером в 1814 году иглы с ушком у острия исследователи начали работать над получением стежка с помощью такой иглы. Счастье улыбнулось французу Б. Тимонье, который в 1830 году изготовил машину, дававшую цепной шов.
Она была выпущена в количестве 80 экземпляров и служила главным образом для надобностей армии. На этих машинах в специальных мастерских Парижа шилось солдатское обмундирование. В 1830 году читателей "Берлинской иллюстрированной газеты" поразило следующее сообщение: "Из Парижа передают, что портной Б. Тимонье показывал в Вильфранше сконструированную им швейную машину, в реальности которой можно сомневаться, если не видеть ее собственными глазами. Любой ученик может уже через несколько часов научиться шить на ней. Передают, что на этой машинке можно делать двести стежков в минуту, в то время как обычный портной — всего 30. Все это и многое другое в конструкции швейной машины на грани фантастики". Патент был выпущен 17 июля 1830 года, при поддержке французского правительства. В том же году он открыл (вместе с партнерами) первую автоматизированную швейную мануфактуру в мире. Однако, 20 января 1831 года рабочие, в результате этого изобретения опасавшиеся безработицы, сожгли фабрику Тимонье и чуть не убили его самого.Между тем громоздкая, сделанная в основном из деревянных частей, машина Тимонье давала непрочный шов в одну нитку. Главный недостаток этого шва в том, что он легко распускается, достаточно разорваться лишь одному стежку.
Создание швейной машины в современном понимании
Честь изобретения швейной машины с челночным стежком принадлежит Америке. Впервые челнок применил Вальтер Хант, построивший в 1832-1834 годах машину с прямой иглой с ушком у острия и челноком, подобным ткацкому. Однако она не была запатентована, так как работала нестабильно.
Одновременно с Тимонье и Хантом над созданием трудился американец Элиас Гоу, работавший на фабрике, которая выпускала текстильное оборудование. В свое изобретение он заложил некоторые элементы ткацкого станка, в том числе подобие челнока. В 1845 году Э. Гоу получил патент на первую реальную швейную машину челночного стежка (ее принцип - закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу, - до сих пор используется), которая работала со скоростью триста стежков в минуту. При этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани все так же располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии.
Было очевидно, что изобретение Гоу нуждалась в совершенствовании. Ускорили этот процесс талантливые американские изобретатели Аллен Вильсон, Джеймс Гиббс, Джон Бачелдер и гениальный предприниматель Исаак Меррит Зингер, эмигрировавший в свое время из Германии и обосновавшийся в Нью-Йорке. В 1851 году Зингер, на спор со своим работодателем, создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении. Теперь ткань, прижимаемая лапкой, располагалась на горизонтальной плоскости и могла продвигаться благодаря прерывисто движущемуся зубчатому колесу. Год спустя А. Вильсон получил патент на четырехтактный реечный двигатель ткани (транспортер), благодаря которому скорость работы значительно возросла.
В 1852 году Зингер продал свой первый экземпляр за 100 долларов, а в 1854-м вместе с Эдуардом Кларком учредил товарищество "Singer Company". Через год его изобретение получило первый приз на Всемирной ярмарке в Париже. Машины Зингера пользовались огромным спросом во всей Америке. Этому способствовало еще и то, что в 1856 году компания приняла уникальное по тем временам решение: продажа в рассрочку. К 1863 году "Singer Company" продавала 20 тысяч единиц в год, через 4 года имела уже несколько фабрик в Америке, открыла свою первую фабрику в Шотландии, а в дальнейшем фабрики империи "Singer" появились во многих странах мира.
С этого момента швейные машины стали развиваться огромными темпами. Конструкция усложнялась и совершенствовалась, с каждым новшеством они становились все более быстроходными и специализированными. Невероятно, но уже в 1870-х годах появились первые машины с электроприводом. Одна из них была запатентована Джонсом в Америке, другая (системы Виллера - Вильсона) предложена В. Н. Чиколевым в России и представлена на Всероссийской политехнической выставке в Москве в 1872 году. К началу 20 века, помимо машин для пошива одежды, были созданы специальные машины для шитья брезентовых палаток, парусов, почтовых мешков, переплетов книг, дорожных сундуков, седельного снаряжения, обуви, галантерейных изделий (ремней, лент, зонтов), шляп, шлангов и др. На рубеже XIX-XX столетий женщины получили возможность не только шить, но и вышивать с помощью машины, и даже штопать чулки.
Облик швейных машин так же претерпел значительные изменения. Зингер был хорошим маркетологом и считал, что, помимо надежности и удобства, в первую очередь, любой товар продает его внешний вид. Швейная машина стала настоящим произведением искусства! Корпус то выгибался изящной дугой, то выпрямлялся, разнообразными и необыкновенно красивыми были литые чугунные платформы, на корпуса наносились разнообразные узоры.
С годами дизайн упрощался. Их корпуса и футляры, начиная со второй половины XX века, перестали расписывать вручную, ушли в прошлое художественное фигурное литье, инкрустация перламутром, многокрасочные изображения именитых особ, резьба по дереву и прочие изыски. К сожалению. такова плата за снижение себестоимости, унификацию и глобализацию производств... А жаль. Машины того времени можно без тени сомнения называть настоящими произведениями искусства!
Будем рады помочь Вам правильно выбрать швейную машину в соответствии с Вашими потребностями!
С уважением, Ваш Швейный Магазин!
Читайте так же:
Уход за челноком: чистка и смазка.
Как выбрать вышивальную машину?
Швейные машины. Просто о сложном.